Первое и самое важное, что нужно вам знать и принять – уже пора передавать ответственность своему ребенку (ответственному поведению нужно учить сейчас, а не когда он покинет дом). Для того, чтобы повзрослеть и жить полноценной жизнью, НЕОБХОДИМО УМЕТЬ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Итак, ряд советов для вас, родители:
1. Нужно РИСКНУТЬ и ПЕРЕДАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ребенку. НО, за 1-2 раза ребенок не научится, нужен опыт. Передавая ответственность, не спрашивайте результат сразу и не говорите слова типа «ничего без меня сделать не можешь. Вот как тебе доверять?...» . Может присоединиться страх ненужности «Если он все будет уметь сам, то зачем ему я?» - это, честно говоря, эгоистично.
2. Обсудить, ЗА ЧТО сын/дочь будет ОТВЕЧАТЬ. Хорошо даже прописать на листе. Рассказать, что нужно сделать и как, какой результат должен получиться. Помогать желательно тогда, когда вас попросят. Ваша задача НАУЧИТЬСЯ не наказывать/критиковать, а говорить спокойно, как с равным.
Определить совместно с подростком ЗОНЫ его ОТВЕТСТВЕННОСТИ
3. КОНТРОЛИРОВАТЬ выполнение (но не навязчиво). Не как надзиратель, а как друг. Важно обозначить время/рамки, за которое нужно выполнить обязательство.
4. ПОМОГАТЬ. НО делать не вместо, а ДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ
5. Работа воспитания ответственности должна быть СИСТЕМНАЯ
6. Не путайте ответственность и послушание
7. Сравнивайте его только с ним самим
8. Поощряйте самостоятельность
9. Подкрепляйте права обязанностями
С подростками отлично работает конструкция «Если…, то...». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.
10. Показывайте на своем примере путь решения проблемы
11. Вводите санкции за безответственное поведение
Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то...», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся. .
12. Помните, что стоит советоваться с ребенком по важным вопросам. Это даст ему понять, что он также важен, как и другие члены семьи.
13. Важно знать главные подростковые задачи:
- Как быть полноправным членом «стаи»
- Как при этом быть ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ
- Как любить дисциплину
Для этого нужно соблюдать 3 пункта
Итак, 1. ВНИМАНИЕ, а не опека:
Антипример 1: входит ребёнок и никто его не видит, пока он не скажет/вытворит сам что-либо
Антипример 2: входит ребенок и умильные улыбки вместе с «усипусями»
Пример: входит ребёнок и его приветствуют, как если бы пришел РАВНЫЙ – уважительно и с достоинством.
2. ПОДДЕРЖКА, а не критика
Антипример: ребенок ошибся, а ему в ответ: «Да я тебе сейчас…» и пошли грубости-угрозы не реализуемые
Пример: ребенок ошибся, а ему в ответ: «можешь справить САМ. Могу помочь, подсказать. Выбирай САМ. Ты справишься (т.е. вселять веру в собственные силы).
3. РЕЖИМ-РАСПОРЯДОК для всего
Вместе с ребенком составляется план каждого дня недели (поминутно). Причем ваша позиция – совещательная. В конце даже можно поставить подписи всех.
Первые 3 недели напоминать о том, что там написано.
Цель воспитания не в том, чтобы заставить делать то, что вам нужно.
Она в том, чтобы предоставить ребенку свободу выбора, обозначив последствия, и дать
возможность понести ответственность за свой выбор.
Важно, чтобы ваш ребенок понимал факт передачи ему вами ответственности и ощущал, что только он будет влиять на ситуацию.
Рекомендуемо к прочтению: «Дети: границы, границы…», авторы: Генри Клауд, Джон Таунсенд
Книга детских стихов Веры Полозковой «Ответственный ребенок»
Ну и напоследок, стихотворение о том, как ответственность передавать не надо!
папа заявил мне прямо: |
вычистил зубною пастой
В. Полозкова
|
С уважением, педагог -психолог Александра Николаевна
Дата публикации: 05.02.2021