Первое и самое важное, что нужно вам знать и принять – уже пора передавать ответственность своему ребенку  (ответственному поведению нужно учить сейчас, а не когда он покинет дом). Для того, чтобы повзрослеть и жить полноценной жизнью, НЕОБХОДИМО УМЕТЬ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Итак, ряд советов для вас, родители:

1. Нужно РИСКНУТЬ и ПЕРЕДАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ребенку. НО, за 1-2 раза ребенок не научится, нужен опыт. Передавая ответственность, не спрашивайте результат сразу и не говорите слова типа «ничего без меня сделать не можешь. Вот как тебе доверять?...» . Может присоединиться страх ненужности «Если он все будет уметь сам, то зачем ему я?» - это, честно говоря, эгоистично.

2. Обсудить, ЗА ЧТО сын/дочь будет ОТВЕЧАТЬ. Хорошо даже прописать на листе. Рассказать, что нужно сделать и как, какой результат должен получиться. Помогать желательно тогда, когда вас попросят. Ваша задача НАУЧИТЬСЯ не наказывать/критиковать, а говорить спокойно, как с равным.

Определить совместно с подростком ЗОНЫ его ОТВЕТСТВЕННОСТИ

3. КОНТРОЛИРОВАТЬ выполнение (но не навязчиво). Не как надзиратель, а как друг. Важно обозначить время/рамки, за которое нужно выполнить обязательство.

4. ПОМОГАТЬ. НО делать не вместо, а  ДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ

5. Работа воспитания ответственности  должна быть        СИСТЕМНАЯ

6. Не путайте ответственность и послушание

7. Сравнивайте его только с ним самим

8. Поощряйте самостоятельность

9. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то...». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

10. Показывайте на своем примере путь решения проблемы

11. Вводите санкции за безответственное поведение

Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то...», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.  .

12. Помните, что стоит советоваться с ребенком по важным вопросам. Это даст ему понять, что он также важен, как и другие члены семьи. 

13. Важно знать главные подростковые задачи:

  1. Как быть полноправным членом «стаи»
  2. Как при этом быть ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ
  3. Как любить дисциплину

Для этого нужно соблюдать 3 пункта

Итак, 1. ВНИМАНИЕ, а не опека:

Антипример 1: входит ребёнок и никто его не видит, пока он не скажет/вытворит сам что-либо

Антипример 2: входит ребенок и умильные улыбки вместе с «усипусями»

Пример: входит ребёнок и его приветствуют, как если бы пришел РАВНЫЙ – уважительно и с достоинством.

 2. ПОДДЕРЖКА, а не критика

Антипример: ребенок ошибся, а ему в ответ: «Да я тебе сейчас…» и пошли грубости-угрозы не реализуемые

Пример: ребенок ошибся, а ему в ответ: «можешь справить САМ. Могу помочь, подсказать. Выбирай САМ. Ты справишься (т.е. вселять веру в собственные силы).

3. РЕЖИМ-РАСПОРЯДОК для всего

Вместе с ребенком составляется план каждого  дня недели (поминутно). Причем ваша позиция – совещательная.  В конце даже можно поставить подписи всех.

Первые 3 недели напоминать о том, что там написано.

Цель воспитания не в том, чтобы заставить делать то, что вам нужно.

                Она в том, чтобы предоставить ребенку свободу выбора, обозначив последствия, и дать

возможность понести ответственность за свой выбор.

Важно, чтобы ваш  ребенок понимал факт передачи ему вами ответственности и ощущал, что только он будет влиять на ситуацию.

Рекомендуемо к прочтению: «Дети: границы, границы…», авторы:  Генри Клауд, Джон Таунсенд

Книга детских стихов Веры Полозковой «Ответственный ребенок»

Ну и напоследок, стихотворение о том, как ответственность передавать не надо!

папа заявил мне прямо:
— через час приедет
мама.
привезет тебе
дракона,
чтобы всех пугать
с балкона.
приберись, —
добавил строго, —
я пока
посплю немного.
я ответственный ребенок.
я на кухне в пять картонок
разложил карандаши —
вместо соды
и лапши.
постирал носочек
в кружке,
вымыл супом
все игрушки,
подогреть я пряник смог,
чтобы сладкий шел
дымок,
заварил в кастрюле
чаю, —
маму милую встречаю, —
щедро, пачку целиком.
полковра побрил станком.

вычистил зубною пастой
старый пылесос опасный.
феном пыль обдул
с картин.
(тихо — я тут
не один).
книжки все сложил я горкой.
вылил уксус (он прогорклый)
аккуратненько в окно.
стало классно.
как в кино!
думал я — какая жалость,
мама очень задержалась.
все остыло — пряник, чай.
мама, где ты?
приезжай.

 

                        

                       В. Полозкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           С уважением, педагог -психолог Александра Николаевна

Дата публикации: 05.02.2021