Как показывает практика, эмоциональность и артистичность (как составляющие танцевальной выразительности) у детей в танце без специальной тренировки начинает проявляться лишь с опытом, по прошествии нескольких лет занятий хореографией. Кто-то из детей в силу индивидуальных особенностей, имеющихся задатков быстрее научается этому, другим же даётся с трудом, требуется больше времени.
В декабре состоялся педагогический совет, посвященный вопросу развития эмоциональной выразительности у учащихся хореографической школы. В ходе педагогического совета были обсуждены возможности школы в данном вопросе, определены задачи для коллектива.
С целью воспитания танцевальной выразительности необходимо направлять учащегося в достижение жестуальности – внутреннего психофизиологического состояния (чувства) при выполнении танцевального движения Жестуальность, равно как пластическое состояние-установка, с одной края основывается в импульсе – эмоции, возбуждаемой с помощью актерской психотехники, с другой – в осознанном, контролируемом сознанием ощущении исполнения движения. Другими словами, только лишь проявление жестуальности как момента реализации творческой установки танцовщика в исполнении танцевального движения всем телом (организмом как целостностью) предоставляет эффект выразительного танца.В танцах, как в спектакле или кино, необходимо чувствовать образ. Следя за координацией и пластичностью, нужно превращаться в людей, которые отличаются друг от друга своим характером и темпераментом. Поэтому обладать техникой актерского мастерства необходимо танцору.
Актерское мастерство является одним из инструментов, который позволяет привнести в танец эмоциональное проживание. И этот инструмент нужно обязательно использовать, если вы хотите добиться в танце пусть не совершенства, но умения вызвать у зрителя эмоциональный отклик. Чем больше танцор работает над эмоциями, как актер, тем качественнее и артистичнее будет конечный результат. Актерские упражнения приносят высокий результат в танцевальном обучении.
Занятия актерского мастерства способствуют развитию эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект и эмоциональная грамотность – базовая способность понимать свои эмоции и управлять ими. В танце необходимо уметь управлять и понимать свои эмоции, так как танцор работает в режиме многозадачности (нужно слышать музыку, идти по хореографическому рисунку, работать с партнером, подчинять тело и далее), активируются все процессы организма и важно в нужный момент еще и выдавать необходимую эмоцию, продолжая танцевать. Чтобы эмоции не руководили танцором, а танцор управлял эмоциями. Актерское мастерство как раз делает акцент на изучение собственного эмоционального интеллекта танцора и помогает ему раскрыть, понять и контролировать свои эмоции, а также управлять ими в нужном танцору русле.
Развивая эмоциональную выразительность, дети получают навык не просто изображать танец физически и показывать какие-то эмоции, а именно правильно проживать его.
Актерские упражнения также помогут танцору избавиться от психофизических зажимов.
Что же должны включать в себя занятия по актерскому мастерству в хореографической школе? Упражнения, направленные на:
- работу над избавлением от комплексов и страхов публичного выступления;
- развитие эмоциональности и непосредственности в танце и на сцене;
- развитие творческого мышления и воображения;
- снятие мышечных блоков и зажимов;
- работу над передачей эмоций и идей зрителям;
- развитие навыков импровизации.
Некоторые упражнения для развития актерского мастерства, и, как следствие, эмоциональной выразительности, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно.
Упражнение 1. Разминка лица. На лице человека более 300 мышц! Это больше чем в любой другой части организма. Если их регулярно разминать, то они расслабляются. Если расслабляется большая часть мышц организма (на лице) - расслабляется большая часть нервной системы, снимаются зажимы, организм отдыхает и релаксирует. Поэтому, важно уметь расслаблять и напрягать лицо. Например, представьте что вы укусили кислый лимон, скривите и напрягите лицо на 10 секунд, сохраните эту «маску», потом постарайтесь полностью расслабить лицо. И так можно сделать 4 раза по 10 секунд. Это займет не очень много время, но принесет большую пользу и хорошее настроение. Можно гримасничать как угодно, строить рожи, изображать разные эмоции, задерживать их на лице, вытягивать мышцы. Удобнее всего делать утром и вечером перед зеркалом после чистки зубов. Это снимает лицевые зажимы, тренирует каждую мышцу, ведь каждая за что-то отвечает: одна за мимику, другие за дикцию, третьи за артикуляцию. А все это важно в актерском мастерстве.
Упражнение 2. «Сто способов открыть дверь».
Выберите удобное пространство для данного упражнения.
Инструкция: представьте, что вам прямо сейчас нужно выходить на сцену, но вы сможете попасть на неё только через воображаемую дверь, которая находится перед вами. Дверь закрыта. Изобразите, как вы будете выходить на сцену, открывая дверь разными способами.
Примечания:
- двери можно представлять самые разные, желательно не самые привычные для вас;
- изображая то, как вы открываете дверь, не забывайте передавать и свое состояние, настроение, в котором вы это делаете;
- подумайте, как меняется ваше состояние, когда вы открываете дверь и выходите на сцену, изобразите это;
- при изображении данной ситуации, помните, что задействовать можно: мимику, жесты, голос, можете воспользоваться подручными средствами.
Прежде чем приступить к изображению ситуации, попытайтесь, закрыв глаза, сначала вообразить её в своей голове:
- какая эта дверь (размер, цвет, материал, закрыта на ключ, щеколду, замок или иным способом);
- что вы чувствуете, стоя перед нее (страх, радость, удивление, злость, печаль и т.д.);
-каким образом вы открываете её (открываете с помощью ключа, волшебной палочки, просто толкнув и др.);
- что вы видите перед собой, открыв дверь;
- что вы чувствуете, открыв дверь и увидев (то, что придумали выше).
Упражнение 3. Этюд
Упражнение можно выполнить на музыку «Немецкого танца» Ф.Шуберта, «Вальса» С.Майкапара, «Песенки горошин» Б.Чайковского.
Инструкция: изобразите различных животных (лягушка, собачка, зайчик и т.д.) в одинаковой последовательности действий: они спят, просыпаются, потягиваются, умываются, едят, играют. Пластика каждого из них имеет свои особенности. Образ создается путем «подражания» и импровизации.
Перед изображением животного можете посмотреть видео о нём, понаблюдать, как оно передвигается, как ест, как звучит. После попытайтесь представить, что ваша комната – это среда обитания этого животного (двор, хвойный или тропический лес, аквариум, море, клетка), что там есть, с чем вы будете взаимодействовать (стул может стать будкой, диван – высокой горой, ковёр – ковром самолётом), какое вы животное, в каком настроении, а затем проиграйте действия из инструкции.
Перейдя по ссылке https://youtu.be/Uy1NXkYy_3s можете посмотреть пример выполнения подобного упражнения.
Упражнение 4. Как сделать стул?
Необходим лист (тетрадный или А4), ручка.
Инструкция: Придумайте и запишите как можно больше вариантов сделать стул. Например: выпилить из дерева, сложить из газет, выкопать в земле и т.д. Т.е. как сделать для себя место для сидения.
Упражнение 5. Упражнения на пластику
Инструкция: вам предложены способы передвижения, поэкспериментируйте с каждым из них по порядку. Выполняя движения, постарайтесь как можно чётче представлять свой образ (вы робот или мыльный пузырь и т.д.), каким вы должны быть (тяжелым, лёгким, быстрым, медленным, какого вы цвета, формы, горячие или холодные и т.д.).
Если вам трудно сразу «вжиться» в образ, рекомендую посмотреть видео о том, что вы изображаете, например, о роботе. Наблюдайте за ним на видео, попытайтесь повторить. А затем поставьте паузу и попробуйте самостоятельно, привнося в образ что-то своё. Дайте волю своей фантазии!
1. Ходите, как роботы, зажмите тело, двигаются только определенные части
2. Вы прозрачный мыльный пузырь, который летает по комнате, но помните, если вы с чем-то столкнетесь, то лопните, тогда вам придется изобразить оставшийся от лопнувшего пузыря мокрый кружок.
3. Вы деревянная кукла (или деревянный мальчик, например, Буратино или Пиннокио). У вас работают только ноги.
4. Вы гелиевый шарик, сталкиваясь с чем-то, вы аккуратно отталкиваетесь, вы легкие, воздушные. Завершая изображение шарика, представьте, что вам развязали веревочку, и вы стали быстро сдуваться. После тело расслабилось.
5. Вы стеклянная игрушка (можете сами придумать, какая именно), передвигайтесь с осторожностью.
6. Вы снежинка. Представьте, как вы медленно спускаетесь на землю, вы холодная, красивая снежинка, вы приземлились на ладошку маленькой девочке, она очень обрадовалась вам, загадала заветное желание, а вы от теплоты её рук растаяли, став теплой каплей на её ладони.
Педагог-психолог: Монько Александра Николаевна
Дата публикации: 26.01.2021